Объекты транспортной инфраструктуры и подвижной состав оснащаются большим количеством электрооборудования разного назначения. Бронированный кабель железнодорожный находит широкое применение в цепях питания различных установок, системах контроля, управления и связи. Большинство разновидностей такой продукции имеют защитную оболочку из алюминиевой полосы или фольги, обеспечивающих надежное экранирование токопроводящих жил.
К проводам, используемом на железнодорожном транспорте, применяются исключительно жесткие требования по пожарной безопасности и иным параметрам.
Требования к железнодорожному кабелю
Производство электротехнического оборудования и расходных материалов регламентируется требованиям регламентов и иных нормативных документов. Кабельно-проводниковая продукция, применяемая на подвижном составе и объектах инфраструктуры должна отвечать требованиям российских стандартов:
- ГОСТ 33326-2015. Устанавливает общие технические условия и его действие распространяется на кабели для устройство внутренних и наружных линий на локомотивах и вагонах.
- ГОСТ 33398-2015. Определяет требования к электротехническим материалам, используемым для прокладки проводной электросвязи.
- СП 244.1326000.2015. Регламентирует вопросы проектирования и строительства кабельных сетей на объектах станционной и иной инфраструктуры.
- ГОСТ 7006-72. Устройство, основные разновидности изолирующих покровов кабелей и способы испытаний. Стандарт разрабатывался в советские времена и до сих актуален.
Проводниковую продукция, применяемую на российских железных дорогах, можно условно разделить на две группы:
- Для наружной прокладки к объектам инфраструктуры и станционного хозяйства.
- Для использования на локомотивах и в вагонах подвижного состава.
Классификация взрывоопасных зон
Согласно действующему стандарту классификация проводниковой продукции, выпускаемой промышленностью для рельсового транспорта РЖД и метрополитена, осуществляется по назначению. Различают следующие типы кабелей:
- сигнально-блокировочные;
- телефонные;
- силовые;
- контрольные.
Существуют также и другие разновидности проводов: для систем автоматизированного управления, станционные, радиочастотные и другие.
При этом требования к кабелям и проводам варьируются в зависимости от назначения и способа прокладки. В частности для электротехнических материалов, используемых для прокладки внутри подвижного состава, установлены исключительно жесткие нормативы, особенно по пожаробезопасности.
Железнодорожный кабель – обзор марок кабеля
Для прокладки силовых и управляющих линий на подвижном составе и объектах железнодорожной инфраструктуры используются кондиционные электротехнические материалы. Номенклатура кабелей и проводов очень обширная в рамках этой статьи предлагается обзор лишь незначительной части продукции наиболее распространенных марок:
Кабель МФ
МФ – контактный провод для электрифицированных железных дорог ГОСТ Р 55647-2013. Выпускается в трех вариантах сечением 85, 100 и 120 мм; диапазон рабочих температур от -60 до +40 °C; допускается длительный нагрев до 90 °C. Срок кабеля превышает 6 лет. Наряду с проводами марки МФ используются НЛФ, имеющие схожие характеристики.
Заказать
Кабель ППСРМ (ППСРМО)
Для прокладки в вагонах используются кабели следующих типов: ППСРМ (ППСРМО) для устройства линий с ограниченной подвижностью и жестко фиксированного монтажа; ППСРВМ для подсоединения к подъемным элементам токоприемников и наружных работ; КПСРВМ для устройства межвагонных соединений и обеспечения линий с электрооборудований кузов-тележек.
Заказать
Кабель СБВГ
Сигнально-блокировочные кабели: СБВГ от З до 61 медных жил сечением 1,0 мм2 и 0,9 мм2 в индивидуальной полиэтиленовой изоляции и общей ПВХ оболочке; СБЗПу аналогичные по конструкции в оболочке из полиэтилена. Кабельная продукция этого типа производится в соответствии с техническими условиями ГОСТ 31995-2012.
Заказать
Приведенные в обзоре кабели и провода получили наибольшее распространение на предприятиях железнодорожного транспорта. Номенклатура электротехнической продукции постоянно пополняется новыми образцами с улучшенными техническими характеристиками.
Особенности монтажа железнодорожных кабелей
Прокладка силовых линий, а также цепей управления и контроля осуществляется в соответствии с проектом и под авторским надзором разработчика. Устройство силовых и контрольно-управляющих линий на объектах транспортной инфраструктуры осуществляется в соответствии с СП 244.1326000.2015 тремя способами:
Открытым. Подвеска проводов на опорах, на вертикальных конструкциях и под перекрытиями зданий и искусственных сооружений.
Закрытым. В кабельной канализации, специальных желобах и пластиковых трубопроводах.
Подземным. В траншеях или в каналах, составленных из железобетонных лотков.
Для прокладки вертикальных и горизонтальных линий подбираются соответствующие марки кабелей и проводов. При выборе продукции принимаются во внимание условия эксплуатации силовых и контрольно-управляющих сетей.
В ходе работ по монтажу кабельных линий руководствуются требованиями упомянутого свода правил:
Перед началом прокладки проверяется сопротивление изолирующей оболочки.
При соединении кабелей связи в алюминиевой оболочке применяются газонепроницаемые электроизолирующие, прямые или разветвительные муфты.
После выполнения монтажных работ контролируются целостность защитных оболочек.
При прокладке кабелей в помещениях технических сооружений и служебных зданий заземляющие проводники размещаются отдельно.
Не допускается контакт силовых и сигнальных линий с металлическими трубопроводами любого назначения.
Производители железнодорожных кабелей
В число наиболее крупных поставщиков электротехнической продукции для предприятий железнодорожного транспорта входят известные российские заводы. Перечень основных компаний производителей кабельно-проводниковой продукции включает:
- ОАО «Иркутсккабель».
- ООО «Москабель».
- ООО «ЭМ-Кабель».
- ООО «Кабельный завод «Цветлит».
Прежде чем выбрать и купить нужных вам электротехнических материалов следует внимательно изучить проектную документацию. Информация о нужных типах кабелей и проводов содержится в спецификациях.